Меню сайта
Категории раздела
Мероприятия [30]
Новости СДДТ [138]
Новости ЦТТ [93]
Новости центра "КОНТАКТ" [16]
Новости клуба "РАДУГА" [139]
Новости ЛДДТ [43]
Корзина
Мероприятия [30]
Новости СДДТ [138]
Новости ЦТТ [93]
Новости центра "КОНТАКТ" [16]
Новости клуба "РАДУГА" [139]
Новости ЛДДТ [43]
Поиск
Каталог статей
Главная » Статьи » Мероприятия

Пой со мной!
Вокальная педагогика является составной частью общей педагогики, рассматривающей воспитание, как творческий процесс. Учитывая, что каждый учащийся есть неповторимая индивидуальность, обладающая свойственными только ей одной психическими, вокальными и прочими способностями, вокальная педагогика требует всестороннего изучения этих особенностей и творческого подхода к методам их развития. Эстрадное пение, благодаря многообразию стилей и жанров является наиболее популярным и доступным видом музыкального искусства и одним из важных средств воспитания масс, особенно подростков и молодёжи. Основной целью воспитания и образования вокалистов эстрадного направления учреждениями дополнительного образования, является приобретение начального профессионального образования в области сольного эстрадного исполнительства. Важное значение в воспитании юного вокалиста имеет развитие таких качеств, как требовательность к себе, целеустремлённость, творческая активность и инициатива. За период обучения учащийся должен овладеть вокальной техникой, специфическими приёмами, характерными для различных жанров популярной эстрадной музыки, развить свой художественный вкус, расширить кругозор, знакомя учащихся с лучшими образцами отечественной и зарубежной популярной музыки. Произведения должны подбираться по контрасту, характеру, стилю самого музыкального материала. В своей работе педагог должен руководствоваться четырьмя дидактическими принципами: Сочетание и взаимосвязь образовательного и воспитательного процессов; Постепенность и последовательность в обучении; Индивидуальный подход; Единство художественного и технического развития. Раздел 1 «Дыхание и звукообразование в пении» Человек рождается, делает первый вдох…. Своим криком он оповещает весь мир: «Я родился!». Его громкий плач будоражит вас и не даёт понять, как такое маленькое существо может воспроизводить звук такой силы? Всё дело в том, что от рождения человеку дана способность – правильно дышать. В процессе жизни, из-за постоянной спешки и торопливости, многие люди, ещё в детском возрасте утрачивают эту способность. Их дыхания становится поверхностным – ключичным. Поэтому, первейшая задача, которую должен ставить перед собой педагог, начиная работу с ребёнком, - это научить, а точнее восстановить в его памяти рефлексы правильного – диафрагмального дыхания. Я приведу высказывание известного американского педагога Хелены Шенел, работающей с такими певцами, как Джордж Майкл, Энни Ленокс, Питэр Гэбриэл, Шэрли Бэсси. Она говорит: «Дыхание, как и хорошее пение, зависит от хорошей осанки. В особенности от хороших взаимоотношений груди, шеи и головы. Если вы добились правильной осанки (расправленные плечи, дабы грудная клетка была широкой, голова уравновешена на прямой шее), то пока голова, шея и грудь расположены у вас по одной линии, вы можете энергично двигаться, даже сгибаться пополам». Начинать занятия необходимо с объяснения приёмов правильного дыхания, с демонстрации их, на собственном опыте. Для тренировки дыхания могут быть полезны упражнения: «Испуг», «Свеча», «Шарик», «Книжки», «Насос» , «33 Егорки». (см. Приложение №1). На начальном этапе обучения правильному дыханию, необходимо следить за тем, чтобы при вдохе ребёнок не поднимал и не зажимал плечи и грудь. Его корпус должен быть внешне абсолютно свободен, но внутренне собран, с ощущением стержня. Процесс вдоха осуществляется одновременно через «нос» и «рот», поскольку при пении нет возможности для взятия очередной порции дыхания закрывать рот. Вдох происходит быстро и бесшумно, выдох максимально медленно. Не следует делать вдох слишком полным. Всё это делается стоя, при хорошей осанке. Дыхание должно проходить, продуваться вместе со звуком, оно как бы несёт звук. Итак, диафрагма – главная дыхательная мышца, её антогонист брюшной пресс. Вдох – диафрагмой, которая сокращается, увеличивая грудную полость в вертикальном направлении, а межрёберные мышцы увеличивают объём грудной полости в сороны, выдох – с помощью брюшного пресса. Гортань находится в положении «лёгкого зевка», хотя для ребёнка этот термин не всегда оказывается понятен. Поэтому он может быть заменён ассоциацией с состоянием, близким к улыбке, весёлости. Здесь уместно ему напомнить смешной момент из жизни, но сказать, что улыбка может быть только внутри, ощущение приподнятого настроения, внутренней радости. Научиться правильно дышать – это ещё не всё, надо научиться правильно расходовать дыхание, экономно. Выдох должен быть равномерным, не следует выдыхать всё на первом же звуке (первое слово поётся как бы на вдохе). Следите, чтобы нижняя часть грудной клетки оставалась в расширенном состоянии , была как-бы зафиксирована во время выдоха. Здесь надо проследить, чтобы это фиксирование не подменилось зажимом мышц. Пресс должен быть эластичным, а верхние ноты берутся за счёт подачи более мощной струи дыхания, образующейся с помощью плавного толчка, подтягивающего вверх мышцы брюшного пресса. Брюшные мышцы подталкивают вашу диафрагму в сторону лёгких. Звук и дыхание должны быть опертыми, но не за счёт напряжения мышц, а счёт правильной осанки, ощущения позвоночного столба, фиксирования расширенной нижней части грудной клетки, плавного дыхания, без толчков, ровного движения диафрагмы, подобно насосу, накачивающему воздух. При этом гортань остается расслабленной, как при разговоре. Это ощущение одинаково и на низких и на высоких нотах. Правильная позиция создаётся за счёт собирания звука в одну точку, в маску. Здесь необходимо включить образное мышление, которое всегда очень помогает вокалисту. Представьте, что слоги, сочетание согласной и гласной, нанизаны на одно острие, верх которого упирается в твёрдое нёбо, а глотка при этом всегда свободна, как бы распахнута. Например, «ДЭ» задействует язык и зубы, «БЭ» - губы, «ЖЭ» - кончик языка. Получается, что буквы, слоги и слова крутятся в передней части рта, все гласные – в одном месте, что очень важно для русского языка, очень «пёстрого» по своей структуре. Мы как бы собираем звуковую струю в центре опоры на твёрдое нёбо, образуя из неё слог или слово, сформированное в одной точке и очень близкое. Слова звучат разборчиво и легко произносятся. Знаменитый американский педагог Сэт Ригс утверждает, что пение в речевой позиции – это основа голосовой свободы. Когда вы разговариваете в удобной манере, ваши внешние мышцы не участвуют в работе гортани, она остается в относительно стабильном речевом положении. Если вы научитесь получать и поддерживать звук в такой удобной позе, вы будете петь с такой же легкостью, с какой вы обычно говорите. Однако будьте осторожны: петь в речевой позиции – не значит, что «петь нужно так же, как говорить!» (Сэт Ригс). Во время тренировки навыков певческого дыхания полезно поговорить скороговорки. Этим можно «убить двух зайцев»: потренировать долготу выдоха и развить речевую активность. Именно о развитии речевой активности пойдёт речь в следующем разделе. Раздел 2 «Речь в пении» Речь, а точнее дикция является наиважнейшей составной в развитии вокальных навыков. Дикция – специфика произнесения звуков. Отчётливая, точная дикция – непременной условие хорошего пения. Неаккуратность в произнесении «съедание» конечного звука, звучание «сквозь зубы» делает пение малопонятным и неразборчивым. Недвижимая верхняя или вялая нижняя губы препятствуют отчётливому и понятному произнесению многих согласных, в том числе шипящих и свистящих. Проговаривать текст песен надо очень чётко, приучаясь просторно открывать рот, что является определяющим условием создания звука и его «посыла». Хорошая дикция подготавливает аппарат к творческому процессу, делает привычной правильную артикуляцию всех звуков, помогает доносить смысловое звучание слова, его выразительность и красоту. Дикция обуславливается работой органов, расположенных в ротовой полости: языка, нижней челюсти, губ, мягкого нёба с маленьким язычком (упражнения для развития дикции см. в Приложении № 2) Приложение № 1. 1 УПРАЖНЕНИЕ: «ИСПУГ» Примите правильную осанку, слегка расслабьте плечи и представьте, что где-то рядом прогремел гром, разбилась чашка, лопнул шарик и т.д.. При ощущении испуга, человек инстинктивно делает короткий вдох. Рот при этом чуть приоткрывается, как-бы ловит холодок. 2 УПРАЖНЕНИЕ: «СВЕЧА» Примите правильную осанку, одну руку положите на диафрагму, вторую поставьте перед собой на уровне рта на небольшом расстоянии. Сделайте короткий вдох, задержите на мгновение дыхание, затем «дуньте на свечу», не потухла? Дуньте снова и снова. Можно без звука, можно озвучить букву «У-У-У», открытыми губами, сложенными, как при свисте. Выдыхать необходимо на поставленную ладонь, и ладонь должна ощущать равномерное дыхание, без толчков. Если вы положите ладонь на живот, то во время выдоха ощутите энергичные движения диафрагмы и нижнерёберных мышц, при этом живот подбирается. (Можно проделывать это упражнение с настоящей свечой, при этом при выдохе вы будете ощущать ладонью размеренные, прерывистые, энергичные сокращения диафрагмы). 3 УПРАЖНЕНИЕ: «ШАРИК» Дыхание берётся также, как в упражнении № 1, только ассоциация меняется, здесь необходимо представить, что наш брюшной пресс – это шарик, который при вдохе надувается, а при выдохе на звук «С-С-С» сдувается. 4 УПРАЖНЕНИЕ: «КНИЖКИ» В положении лёжа положите на область диафрагмы тяжёлую книгу, возьмите дыхание, (при этом живот поднимется) и медленно выдыхайте, стараясь как можно дольше удержать книгу в исходном положении. 5 УПРАЖНЕНИЕ: «НАСОС» В этом упражнении вдох берётся с той же ассоциацией, как и в упр. № 3, но выдыхается воздух небольшими порциями, как бы немного подталкивая его животом. Это упражнение хорошо тренирует мышцы брюшного пресса. 6 УПРАЖНЕНИЕ: «33 ЕГОРКИ» Это упражнение тренирует долготу выдоха и одновременно способствует развитию речевой активности. После короткого вдоха, ребёнок проговаривает скороговорку: «На горке, на пригорке жили 33 Егорки», после этого вновь берёт дыхание и продолжает: «Раз Егорка, два Егорка и т.д.», до того момента, пока он имеет резерв дыхания. Приложение № 2. УПРАЖНЕНИЕ № 1: Проговорите данные строчки, придерживаясь звонкости, собранности и свободы звука: Этот зверь зовётся лама. Лама – дочь, и лама – мама. (В.В.Маяковский) Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной. (М.Ю.Лермонтов) Упражнение необходимо выполнять вдвоём, чтобы взаимно проверять друг друга. Разойдясь друг с другом на максимальное расстояние, вообразите, что вы беседует в присутствии третьего, спящего, которого вы не хотите разбудить. Само собой разумеется, что вы попытаетесь говорить негромко, но в то же время старайтесь, чтобы тот, с кем вы разговариваете, слышал вас точно и отчётливо. УПРАЖНЕНИЕ № 2: Представьте себе, как стучит барабан. Проговорите следующие строчки в такт с ним: Пара барабанов – 3 раза Била бурю! Пара барабанов – 3 раза Била бой! Следите за дыханием, помните, что сила звука зависит о т энергичности дыхания, а не от физического напряжения гортани, инициирующего переутомление гортани.
Категория: Мероприятия | Добавил: Администратор (26.01.2011)
Просмотров: 899 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Наш опрос
Какой вид деятельности вам наиболее интересен?
Всего ответов: 394
Мини-чат
Друзья сайта
  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
     
     
    Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz