Законопослушное поведение – это, прежде всего, ответственное правомерное поведение человека, характеризующееся сознательным подчинением требованиям закона. Важно, чтобы такое поведение прививалось гражданам государства с детства. Однако зачастую различные социальные условия негативно влияют на ребенка, подталкивая его к совершению неправомерных поступков. В нашей стране количество правонарушений, совершенных несовершеннолетними за период с 1990 по 2013 год, по данным Федеральной службы статистики Российской Федерации, снижается, но, тем не менее, исчисляется тысячами. Поэтому так важно уделять особое внимание вопросу правового воспитания и профилактике правонарушений среди детей и подростков. Это общая задача семьи и школы. Ведь именно эти два института играют основополагающую роль в формировании личности ребенка.
Образовательные учреждения обладают необходимыми средствами, методами и потенциалом, способными создавать условия для правового воспитания детей и подростков, а также для формирования у них уважительного отношения к правам, социальным нормам и законам государства. В частности, учреждения дополнительного образования детей вносят существенный вклад в деле профилактики правонарушений несовершеннолетних, поскольку организуют досуг детей в свободное от учебных занятий время. Кроме того, учреждения дополнительного образования детей предоставляют возможность своим учащимся увлечься интересной деятельностью, направить свою энергию в позитивное русло, развить разнообразные навыки и раскрыть таланты. При этом в процессе обучения важную роль играет образ и пример педагога. Педагоги дополнительного образования – это не совсем учителя, - это наставники, мастера, которые стараются передать своим воспитанникам не только знания, но и теплоту души, тем самым дополняя, а может, и восполняя недостаток этой теплоты у ребенка. МБОУ ДОД ДПЦ «Радуга» ведет свою работу уже 46 лет, и за эти годы вместе с учреждением выросло не одно поколение детей. Сами выпускники центра отмечают значение «Радуги» и его педагогов в их жизни.
На базе центра дополнительного образования детей «Радуга» располагается штаб Детской организации «Юность Архангельска» и ведется деятельность по ее координированию и развитию. Детская организация – это добровольное формирование детей и подростков города Архангельска, объединяющихся на основе общности интересов для осуществления совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов, развитие творческих способностей и социального становления членов объединения. Миссией Детской организации является вовлечение детей и подростков в разнообразную социально значимую деятельность, направленную на их нравственное, интеллектуальное, творческое, гражданско-патриотическое воспитание, а также на всестороннее гармоническое развитие личности. Детская организация создает условия для включения активистов в разнообразную социально направленную деятельность, предлагая обучающие тренинговые занятия по лидерству и командообразованию, участие в различных мероприятиях, способствующих накоплению опыта и развитию личности. Все это позволяет творчески и интересно организовать досуг школьников, увлечь их социально активной деятельностью и свести к минимуму риск совершения правонарушений. В рядах Детской организации очень много отрядов из разных образовательных учреждений. Отрядом зачастую становится целый класс и, конечно, среди класса могут быть и дети со сложным поведением. Но позитивный пример одноклассников, включившихся в деятельность Детской организации, способствует тому, что ребенок начинает интересоваться полезной деятельностью и тянуться вслед за своими товарищами. Интересные мероприятия притягивают ребят. Особенно им нравятся спортивные и развлекательные мероприятия, такие как акция «Зимние забавы», танцевально-спортивный марафон «Альтернатива», новогодний флешмоб, проект «Детям интересно знать». Но, конечно, основную часть деятельности организации занимают социально значимые дела и акции.
Так, уже четвертый год подряд проводится декада «Правовой компас». Это мероприятие направлено на повышение правовой культуры, создание условий для правового воспитания и формирования законопослушного поведения учащихся образовательных учреждений. Благодаря нестандартной форме проведения школьники сами получают знания об устройстве государственной власти, о правах и законах, о социальных нормах, а также актуализируют эти через участие в познавательной викторине, конкурсе эссе, конкурсе рисунков. Тема правоведения непроста и, подчас, скучна для школьников, поэтому разрабатывая данное мероприятие, организаторы старались создать такие формы, чтобы привлечь к участию в мероприятии все возрастные группы школьников. Таким образом, для самых юных участников предназначен конкурс рисунков «Я рисую право!», для средней и старшей школы – конкурс эссе и правовая игра «Гражданином быть обязан». Все эти формы помогают не только узнать новое, но и актуализировать имеющиеся знания по правовой тематике, которые были получены в школе. |