Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
муниципального образования «Город Архангельск»
«Детский подростковый центр «Радуга»
Открытое занятие «Трагедия Беслана»,
с группой активистов Детской организации «Юность Архангельска»
(14 - 17 лет), посвященное памяти жертв Беслана.
Дементьева Анастасия Андреевна,
педагог - организатор
МБОУ ДОД ДПЦ «Радуга»
Архангельск
2014
Содержание
- Введение……………………………………………………….…3 - 4
- Структура занятия
- Вводная часть: постановка целей и задач урока…………………..5
- Основная часть: определение понятий урока, освещение теракта в Беслане…………………………………………………………………6 - 14
- Практико-ориентированная часть занятия: составление коллажа на тему «Я толерантен» (подведение итогов занятия)……...…….…....15
- Заключительная часть: подведение итогов, рефлексия………….16
- Список использованной литературы…………………….………..17
- Приложение 1………………………………………………….18 - 19
- Приложение 2 ………………………………………………..20 - 21
- Приложение 3………………………………………………………22
1.Введение
Актуальность занятия обуславливается существующей и довольно острой проблемой 21 века – проблемой терроризма. Опасность терроризма чрезвычайно высока, ибо он не просто отражает насилие, но и способствует его развитию, формирует и усиливает в обществе чувство страха и обесценивает человеческую жизнь. В настоящее время в мире насчитывается около 2 тыс. террористических организаций. Наиболее крупные из них: Аль-Кайда (Афганистан) – интернациональная террористическая организация исламских фундаменталистов; Движение освобождения Палестины; движение Талибан (Афган); Красные бригады (Италия); террористическая Организация в Чечне (Россия).[1]
«Трагедия Беслана» является одним из занятий системы воспитательной работы МБОУ ДОД ДПЦ «Радуга» и форма его проведения отвечает требованиям ФГОС, а именно предоставляет учащемуся возможность решения поставленной проблемы посредством самостоятельной познавательной деятельности через использование деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог и мозговой штурм. Также в ходе занятия реализуется мотивационно – целеполагающий аспект, а именно постановка цели является конкретной и измеряемой, и ученикам предоставляется возможность сформулировать цель самостоятельно и осознать ее значимость лично для себя.
Главной целью занятия «Трагедия Беслана» является способствовать формированию у обучающихся идей толерантности и неприятия идей ксенофобии.
Основные задачи занятия:
- Образовательная: осуществить знакомство обучающихся с понятиями «террор», «терроризм», «террорист»; познакомить с правилами поведения в ситуации угрозы террористического акта.
- Воспитательная: способствовать проявлению у школьников чувства сострадания к жертвам терроризма.
- Развивающая: Вызвать у обучающихся чувство отрицания терроризма как явления.
Возраст учащихся: 14 - 17 лет.
Форма проведения занятия: урок – дискуссия
Среди методов проведения занятия можно выделить такие методы как: дискуссия, самостоятельная (практическая) работа, диалог, мозговой штурм.
План занятия:
- Вводная часть – 5 минут
- Основная часть – 10 минут
- Практико-ориентированная часть – 15 минут
- Заключительная часть – 15 минут
Технические средства: мультимедийная установка, экран, канцелярские принадлежности, заготовки иллюстраций.
Дидактические материалы: мультимедиа презентация «Трагедия Беслана», аудиозапись «Брамс, симфония № 3».
2. Структура занятия
2.1. Вводная часть (постановка целей и задач урока)
Страшной приметой нашего времени стал терроризм.
К сожалению, ни один год не обходится без терактов, уносящих десятки и сотни человеческих жизней. Какие теракты за последние три года вы можете вспомнить? (дискуссия по поставленному вопросу)
Так, в 2011 году страну потрясли известия о теракте в международном терминале московского аэропорта "Домодедово".
А в 2012 годуКонец формы 19 августа в населенном пункте Сагопши Малгобекского района Ингушетии террорист-смертник устроил взрыв на похоронах полицейского, погибшего в результате обстрела накануне. 3 мая этого же года возле поста полиции на выезде из Махачкалы был совершен двойной теракт. Вначале взорвалась машина со смертником. Спустя небольшой промежуток времени прогремел второй взрыв — бомба была заложена в автомобиле "Газель".
30 декабря 2013 года в Дзержинском районе Волгограда произошел взрыв в троллейбусе. 29 декабря в 12:45 по московскому времени на железнодорожном вокзале в Волгограде бомбу взорвала террористка-смертница, которая не успела пройти через металлодетекторы. 21 октября уроженка Дагестана Наида Асиялова привела в действие Взрывное устройство, начиненное поражающими элементами в одном из маршрутных автобусов Волгограда.[2]
- Ребята, с какой целью я вам сейчас привела эти ужасающие факты? Исходя из всего услышанного вами сейчас, что является главной целью нашего сегодняшнего занятия? (дискуссия с учащимися по каждому поставленному вопросу).
2.2. Основная часть (определение понятий урока, освещение теракта в Беслане)
“Терроризм – это ненависть.
Человека к человеку.
Человека к человечеству.” (М. Болтунов)
Терроризм – постоянный спутник человечества, который относится к числу самых опасных и трудно прогнозируемых явлений современности, приобретающих все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты приносят массовые человеческие жертвы, оказывают сильное психологическое давление на большие массы людей, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.
К сожалению, терроризм является весьма действенным орудием устрашения и уничтожения в извечном и непримиримом споре разных миров, кардинально отличающихся друг от друга своим пониманием жизни, нравственными нормами, культурой.
Террористические акты (приложение 1)[3] с каждым годом становятся все более тщательно организованными и жестокими, с использованием самой современной техники, оружия, средств связи.
За свою долгую историю терроризм представал в самых разных обличиях, террор и террористы существуют уже более полутора сотни лет – во многих странах были Варфоломеевские ночи и сицилийские вечери, врагов – реальных и мнимых – уничтожали римские императоры, оттоманские султаны, русские цари, а также многие другие, и каждая страна имеет как минимум одного “героя”.
Террористы были всегда. Самая ранняя террористическая группировка – секта сикариев, которая действовала в Палестине в I веке новой эры и истребляла представителей еврейской знати, выступавших за мир с римлянами. В качестве оружия сикарии использовали кинжал или короткий меч – сику. Это были экстремистски (приложение 1) настроенные националисты (приложение 1) , возглавлявшие движение социального протеста и настраивавшие низы против верхов. В действиях сикариев прослеживается сочетание религиозного фанатизма и политического терроризма: в мученичестве они видели нечто приносящее радость и верили, что после свержения ненавистного режима Господь явится своему народу и избавит их от мук и страданий.[4]
- Ребята, у вас на столах лежат листочки. Напишите на них 5 слов-ассоциаций, которые возникают у вас, когда вы слышите слово «терроризм». Это могут быть образы, понятия, любые слова, отражающие ваши эмоции. На эту работу у вас 2 мин.
- Теперь представители каждой группы зачитают получившиеся слова – ассоциации.
- Как мы видим, у вас встречаются похожие понятия, это слово у вас вызывает одинаковые эмоции. Такие же мысли возникают у всех людей в мире, которые сталкиваются с этим понятием «терроризм». Итак, что же такое «террор» и «терроризм», и кто же такой «террорист»? (дискуссия с учащимися по поставленному вопросу).
Определения понятий для проведения занятия:
Терроризм — политика, основанная на систематическом применении террора[5]. Синонимами слова «террор» (лат. terror — страх, ужас) являются слова «насилие», «запугивание», «устрашение».[6]
В праве России терроризм определяется как идеология насилия и практика воздействия на общественное сознание, на принятие решений органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и/или иными формами противоправных насильственных действий.[7]
Террорист - 1. Приверженец терроризма. 2. Участник террористических актов. [8]
Освещение событий теракта 1 сентября 2004 года в Северной Осетии.
- Кто может мне сказать, какое страшное событие произошло 3 сентября 2004 года в Северной Осетии? (дискуссия с учащимися по поставленному вопросу)
Все верно, сегодня, 3 сентября Россия отдаёт дань памяти соотечественников, погибших от рук террористов в Москве и в Ставрополье, в Чечне и в Дагестане, в Ингушетии и в Северной Осетии. Но в скорбном ряду печальных событий последних лет одно занимает особое место (использование дидактических материалов: мультимедиа презентация «Трагедия Беслана», аудиозапись «Брамс, симфония № 3»).
В 2005 году федеральным законом “О днях воинской славы (победных днях) России” установлен Памятный день 3 сентября – День солидарности в борьбе с терроризмом. Он приурочен к трагическим событиям, произошедшим 1-3 сентября 2004 года в северо-осетинском городе Беслане.
1 сентября 2004 года ученики Бесланской школы №1 пришли на школьную линейку, после окончания которой вошли в школу. (3 слайд) В этот момент отряд террористов под руководством Расула Хачбарова численностью более 30 человек захватили здания средней школы №1 села Хурикау (60 км от Беслана). Всех находившихся там педагогов, учеников и родителей (1181 человек) они захватили в заложники и согнали в школьный спортзал. Бандиты лишили заложников воды, запретили разговаривать и передвигаться. (4 слайд) Тех, кто пытался им сопротивляться, расстреливали. Избежать участи заложников удалось лишь немногим. Здание школы заминировали. (5 слайд)
В течение 3 дней в нечеловеческих условиях заложники ждали своей участи. Более 50 часов, проведенных пленниками в здании школы, террористы отказывали им в предоставлении воды, пищи и необходимых медикаментов. Вскоре представители власти начали вести переговоры с террористами, пытаясь избежать кровопролития. . 2 сентября террористы согласились впустить в здание школы экс-президента Республики Ингушетия Руслана Аушева. Ему удалось убедить захватчиков отпустить лишь 25 женщин и маленьких детей. Но попытки решить вопрос об освобождении заложников без силового вмешательства оказывались безуспешными. Развязка наступила неожиданно для всех. В 13часов 31 минуту взорвалась одна из бомб, установленных бандитами в спортзале. (6 слайд) Затем прогремели ещё несколько взрывов. Стали рушиться стены и крыша школы, возник пожар. Террористы открыли беспорядочный огонь по заложникам, стреляли в спину убегавшим от них детям. (7 слайд)
В тот же момент последовала атака спецназа, бойцы оттесняли террористов от заложников, выносили раненых, обессиленных, напуганных детей из-под шквального огня, а затем уничтожили бандитов. 10 спецназовцев погибли в этом бою. СЛАЙД. (8 слайд)
А всего жертвами этого теракта стали 334 человека, из них 186 – дети. (9 слайд) Остальные заложники (более 560 человек), помимо полученных в ходе штурма здания школы ранений, испытали тяжелейший психологический шок.
Убит 31 террорист, один был приговорён к пожизненному заключению – Нурпаша Кулаев. 17 сентября 2004 года Шамиль Басаев публично взял на себя ответственность за теракт в Беслане. (10 слайд)
Террористы трусливы и безжалостны. Объектами своих атак они избирают самых мирных и беззащитных людей, чтобы, прячась их спинами, диктовать свои условия. Их цель – запугать людей, превратить их в безвольных и послушных рабов. Но их планам не суждено сбыться, если мы будем помнить о погибших, если мы протянем руку помощи пострадавшим от терактов, если мы будем едины в стремлении сделать всё, чтобы подобное не повторилось.
Год спустя на мемориальном кладбище Беслана, где захоронены жертвы теракта, состоялось открытие памятника «Древо скорби». (11 слайд)
Страшная трагедия в г. Беслане стала новой точкой отсчета в 1000-летней истории России, которая не слыхала подобного. Ни Батый, ни поляки, ни Наполеон, ни даже фашисты не нападали специально и исключительно на детей. Во всей истории невозможно провести аналогию этой бессмысленной и страшной бойне, когда за один час было прекращено несколько сотен детских жизней. Единственная история, которая сопоставима с бесланской трагедией, – это история, которая произошла две тысячи лет назад также в маленьком городке – Вифлееме: избиение Иродом Вифлеемских младенцев.
- Как же не стать жертвой теракта? Об этом, об основных правилах поведения в условиях угрозы террористических актов, мы сегодня с вами и поговорим (дискуссия с учащимися по каждому поставленному вопросу).
Ребята, как же не стать жертвой теракта?
Следует вести себя бдительно и осмотрительно в местах массовых мероприятий. Места массового скопления людей - это многолюдные мероприятия. Именно здесь следует проявлять осмотрительность и гражданскую бдительность.
Что такое гражданская бдительность?
Сообщить в соответствующие органы, если вы обнаружили оставленный кем-то подозрительный предмет (пакет, коробка, чемодан и т. д.) (единый телефон службы спасения - 112)
Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов?
Не трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность администрацию, дождаться прибытия милиции.
Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия?
Не входить в комнату, со стороны которой слышатся выстрелы, не стоять у окна, сообщить по телефону (единый телефон службы спасения - 112).
Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо
Запомнить разговор, примерно оценить возраст говорящего, темп речи, голос, зафиксировать время, обратиться после звонка в правоохранительные органы(единый телефон службы спасения - 112).
Если рядом прогремел взрыв, ваши действия?
Упасть на пол, убедиться в том, что не получил серьезных ран, осмотреться, постараться, по возможности оказать первую медицинскую помощь, выполнять все распоряжения спасателей.
Если вы оказались в числе заложников?
Помнить главное-цель остаться в живых, не допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление. Ничего не предпринимать без разрешения, помнить - спецслужбы начали действовать.
- По окончанию дискуссии учащимся выдаются памятки с правилами поведения при угрозе террористического акта (приложение 2).
Раскрытие понятия «толерантность».
В жизни человек общается с представителями различных национальностей, культур, миров, концессий, социальных слоев, поэтому важно научиться уважать культурные ценности, как своего народа, так и представителей другой культуры, религии, научиться находить точки соприкосновения. Кроме того, толерантность как качество личности считается необходимым для успешной адаптации к новым неожиданным условиям. Люди, не обладающие толерантностью, проявляя категоричность, оказываются неспособными к изменениям, которых требует от нас жизнь.
Толерантность (приложение 1) является сравнительно поздним порождением культуры, а, следовательно, и поздним порождением психики человека, поскольку условия социальной действительности в гораздо большей степени способствуют формированию “интолерантности” - явлению, противоположному по своему содержанию толерантности. Осознание актуальности толерантности отдельным индивидом предполагает его длительную духовную работу над собой.
- Предлагаю всем сосредоточиться на следующих вопросах (дискуссия).
- Вспомните, как вы в детстве переживали обиды?
- Из-за чего вы огорчались?
- Кто проявлял к вам жалость и сострадание в трудную минуту?
- Что такое терпение?
- Что такое толерантность?
- В чем их схожесть?
- Все ли терпимо?
- Где границы терпимости?
Итак, мы видим, что термин “толерантность” объемен и многогранен.
Из этого можно сделать вывод, что ситуация в целом такова: толерантность превратилась в ключевую проблему для всего мира; не менее остра эта проблема и в странах, считающихся стабильными и свободными, признающих толерантность как существенную составляющую свободного общества и стабильного государственного устройства. Перед тем как повсеместно распространять толерантность, нужно выработать четкое понятие толерантности.
- Игра - “Дополни”. “Быть толерантным - это значит...” (все ответы записываются на доске).
2.3. Практико-ориентированная часть занятия (составление коллажа на тему «Я толерантен») – подведение итога занятия.
Порой очень тяжело выразить свои эмоции вслух, особенно когда затрагиваются такие тяжелые темы. Поэтому давайте попробуем выплеснуть свои эмоции на бумагу, тем самым подведя итоги занятия. Сейчас я предлагаю вам изобразить в виде коллажа или рисунка на тему «Я толерантен» то, чем для вас является толерантность и в чем сущность этого понятия для вас? На выполнение задания отводится 10 минут, на защиту работы (по желанию) отводится 5 – 7 минут.
2.4. Заключительная часть (рефлексия).
Занятие рефлексии «Гора эмоций» (приложение 3).
На плакате или на доске рисуется схематическое изображение горы с флажком на вершине. Каждому выдается по 2 бумажных человечка и задача учащегося разместить фигурку в том месте горы, где на начало занятия находились его эмоции, а вторую фигурку в то место, где находились его эмоции по окончанию занятия.
Список использованной литературы.
- Л. А. Михайлов, В. П. Соломин, А. Л. Михайлов, А. В. Старостенко и др.. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / — СПб.: Питер. — 302 с.: ил., 2006
- http://ria.ru/spravka/20131229/987132908.html - Информационное агентство «РИА Новости»
- Емельянов В.П. “Субъективная сторона терроризма”. Право и политика № 12. 2000 г.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. - Спб., 1863-1866.
- http://enc-dic.com/synonym/T/ - словарь синонимов
- Федеральный закон РФ от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»
- Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000
- Ст. 205 Уголовного Кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 07.04.2010, сост. на 15.04.2010).
- Экстремизм // Безопасность: теория, парадигма, концепция, культура. Словарь-справочник / Автор-сост. профессор В. Ф. Пилипенко. — Изд. 2-е, доп. и перераб. — М.: ПЕР СЭ-Пресс, 2005.
- Соловьёв А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 559 с.
- Старшенбаум Г. В.Религиозный фанатизм: описание, терапия // Психология и психотерапия зависимостей. М. 2006
Приложение 1. Список ключевых понятий занятия.
Террористи́ческий акт (сокращённо теракт) — совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба, либо наступления иных тяжких последствий, в целях воздействия на принятие решения органами власти или международными организациями, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях[9]
Экстреми́зм (от фр. extremisme, от лат. extremus — крайний) — приверженность к крайним взглядам и, в особенности, мерам (обычно в политике). Среди таких мер можно отметить провокацию беспорядков, террористические акции, методы партизанской войны[10]
Национали́зм (фр. nationalisme) — идеология и направление политики, основополагающим принципом которых является тезис о ценности нации как высшей формы общественного единства и её первичности в государствообразующем процессе. Отличается многообразием течений, некоторые из них противоречат друг другу[11]
Религиозный фанатизм — это крайняя степень увлечения религиозной деятельностью с созданием из неё культа, поклонением и растворением в группе единомышленников. Религиозный фанатизм обычно основан на святости жертвы во имя религиозных принципов. Его психологическая основа — вера. Религиозный фанатизм является, по мнению специалистов, одним из важнейших побуждений террористов-смертников[3].[12]
Толера́нтность. (от лат. tolerantia — терпение, терпеливость, добровольное перенесение страданий) — социологический термин, обозначающий терпимость к иномумировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в представлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением[13]
Приложение 2. Памятка «Как не стать жертвой теракта»
Как же не стать жертвой теракта?
Следует вести себя бдительно и осмотрительно в местах массовых мероприятий. Места массового скопления людей - это многолюдные мероприятия. Именно здесь следует проявлять осмотрительность и гражданскую бдительность.
Что такое гражданская бдительность?
Сообщить в соответствующие органы, если вы обнаружили оставленный кем-то подозрительный предмет (пакет, коробка, чемодан и т. д.) (единый телефон службы спасения - 112)
Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов?
Не трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность администрацию, дождаться прибытия милиции.
Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия?
Не входить в комнату, со стороны которой слышатся выстрелы, не стоять у окна, сообщить по телефону (единый телефон службы спасения - 112).
Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо
Запомнить разговор, примерно оценить возраст говорящего, темп речи, голос, зафиксировать время, обратиться после звонка в правоохранительные органы(единый телефон службы спасения - 112).
Если рядом прогремел взрыв, ваши действия?
Упасть на пол, убедиться в том, что не получил серьезных ран, осмотреться, постараться, по возможности оказать первую медицинскую помощь, выполнять все распоряжения спасателей.
Если вы оказались в числе заложников?
Помнить главное-цель остаться в живых, не допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление. Ничего не предпринимать без разрешения, помнить - спецслужбы начали действовать.
|
Как же не стать жертвой теракта?
Следует вести себя бдительно и осмотрительно в местах массовых мероприятий. Места массового скопления людей - это многолюдные мероприятия. Именно здесь следует проявлять осмотрительность и гражданскую бдительность.
Что такое гражданская бдительность?
Сообщить в соответствующие органы, если вы обнаружили оставленный кем-то подозрительный предмет (пакет, коробка, чемодан и т. д.) (единый телефон службы спасения - 112)
Какие действия необходимо применить при обнаружении подозрительных предметов?
Не трогать, не вскрывать, зафиксировать время, поставить в известность администрацию, дождаться прибытия милиции.
Если вы услышали выстрелы, находясь дома, ваши первые действия?
Не входить в комнату, со стороны которой слышатся выстрелы, не стоять у окна, сообщить по телефону (единый телефон службы спасения - 112).
Если вам поступила угроза по телефону вам необходимо
Запомнить разговор, примерно оценить возраст говорящего, темп речи, голос, зафиксировать время, обратиться после звонка в правоохранительные органы(единый телефон службы спасения - 112).
Если рядом прогремел взрыв, ваши действия?
Упасть на пол, убедиться в том, что не получил серьезных ран, осмотреться, постараться, по возможности оказать первую медицинскую помощь, выполнять все распоряжения спасателей.
Если вы оказались в числе заложников?
Помнить главное-цель остаться в живых, не допускать истерик, не пытаться оказать сопротивление. Ничего не предпринимать без разрешения, помнить - спецслужбы начали действовать.
|
Приложение 3. Образец материалов используемых при выполнении занятия рефлексии.
[1] Л. А. Михайлов, В. П. Соломин, А. Л. Михайлов, А. В. Старостенко и др.. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов / — СПб.: Питер. — 302 с.: ил., 2006
[3] Данное приложение содержит определения понятий, которые педагог может использовать в ходе урока. Понятия можно вывесить отдельно на доску, либо оформить в виде мультимедиа презентации.
[4] Емельянов В.П. “Субъективная сторона терроризма”. Право и политика № 12. 2000 г.
[8] Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000
[9] Ст. 205 Уголовного Кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ (ред. от 07.04.2010, сост. на 15.04.2010).
[11] Соловьёв А. И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов. — М.: Аспект Пресс, 2001. — 559 с.
|